Адрес: 211117, г.Сенно, ул. К.Маркса, 2
Е-mail: info@senno.vitebsk-region.gov.by
Телефон: (02135) 55347
Горячая линия: (02135) 55296
Типичные нарушения, выявленные контролирующими органами при проверке исполнения требований антикоррупционного законодательства
Недостаточно действенно организована работа по ознакомлению государственных должностных лиц с перечнем антикоррупционных ограничений, установленных ст.ст.17-20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 305-З ˮО борьбе с коррупцией“ (далее – Закон), установлены факты не подписания и несвоевременного подписания обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений.
В силу ч. 2. ст. 16 Закона не подписание обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение указанного лица от занимаемой должности.
Тексты отдельных обязательств не были приведены в соответствие требованиям Закона, а составлены по утратившему силу Закону.
В обязательства некоторых государственных должностных лиц учреждений необоснованно включены ограничения, установленные ч. 2 ст. 17 Закона, которые распространяются лишь на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (например, в обязательства начальника отдела).
Установление ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц, является в силу ст. 5 Закона одной из мер по противодействию коррупции.
Установлены факты ненадлежащей организации финансового контроля, выразившиеся в нарушении порядка декларирования доходов и имущества, установленного ст.ст.26-27, 32 Закона.
В частности, не отражение либо неполное (недостоверное) отражение доходов в декларациях. Отдельными должностными лицами при назначении на должность декларации не были представлены вовсе.
Выявлены недостатки и упущения в порядке предоставления и использования безвозмездной (спонсорской помощи) субъектами хозяйствования, выразившиеся в небрежном оформлении документации по договорам, непредставлении спонсорам отчетов.
В силу абз. 13 ст. 25 Закона нарушения порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской помощи) являются правонарушениями, создающим условия для коррупции.
Установлены многозначительные факты нарушений законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг).
Требования ч.2 ст. 15 Закона обязывают государственные организации проводить конкурсы, аукционы, или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений, в том числе при проведении закупок и выборе поставщика для государственных нужд в порядке, установленными законодательными актами.
Годовые планы государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним размещаются на официальном сайте самими заказчиками в течение 5 рабочих дней, что установлено ст.19 Закона о государственных закупках № 136-З от 17.07.2018 г.
Вместе с тем, имеются факты не размещения в установленный срок годовых планов закупок, а также изменений и дополнений к ним.
Также наиболее характерными нарушениями являются: излишняя конкретизация предмета закупки и указание конкретных технических и качественных характеристик товаров, ненадлежащее оформление конкурсной и аукционной документации по закупкам, в том числе не указание источника финансирования, ориентировочной стоимости предмета закупки, ненадлежащая оценка предложений участников и допуск поставщиков, не соответствующих предъявленным требованиям, объединение в предмете закупки технологически и функционально не связанных друг с другом неоднородных товаров, не выделение части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства, изменение существенных условий договора после его заключения (более чем на 10%), что влечет существенное увеличение стоимости предмета закупки и необоснованное расходование средств, неверное обоснование выбора процедуры закупки и прочие.
Приведенные выше нарушения недопустимы, так как препятсвуют обеспечению прозрачного расходования бюджетных средств и добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров (работ, услуг), протеворечат требованиям ст. 15 Закона о борьбе с коррупцией в части соблюдения порядка выбора поставщика для государственных нужд, что в свою очередь, способствует коррупционным проявлениям.
Выявлены нарушения при проведении закупок в строительстве, в частности, нарушения при выборе процедуры закупки вследствие неправильного применения норм законодательства.
Так, на основании деффектных актов осуществляются закупки товаров (работ, услуг) из одного источника. Вместе с тем, с 01.01.2017 г. действие законодательства о государственных закупках не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, в связи с чем необходимо руководствоваться требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь № 88 от 31.01.2014 г. и проводить переговоры.
Кроме того, с нарушением установленного законодательством 3-х дневного срока оформляются протоколы по результатам проведения переговоров, а в некоторых – дата не указывается вовсе.
Оформление протоколов, составляемых по результатам вскрытия конвертов с предложениями и по выбору победителей переговоров, а также порядок принятия и отражения решений комиссии также оформляются ненадлежащим образом.
Например, в протоколе заседания комиссии по рассмотрению предложений при проведении процедуры переговоров конкурсной комиссией отражено решение о непринятии двух из трех поступивших предложений к рассмотрению, однако, в связи с чем указанные предложения не принимаются, в протоколе не указано и не мотивировано.
Не всегда в протоколах отражаются сведения о голосовании членов комиссии по результатам рассмотрения поступивших предложений участников.
Пунктом 67 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 г. № 88, установлена обязанность заказчиков отражать определенные сведения и данные в приглашениях, направляемых потенциальным участникам переговоров. Указанные требования проигнорированы некоторыми должностными лицами.
Установлены многочисленные нарушения законодательства о закупках за счет собственных средств, которые выразились в непринятии организациями мер по разработке, утверждению и размещению в ИС ˮТендеры“ собственных Порядков закупок за счет собственных средств при фактическом осуществлении таких закупок либо в нарушении установленного законодательством срока их размещения.
Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 25 Закона умышленное непредставление либо несвоевременное предоставление государственным должностным или приравненным к нему лицом информации, предоставление которой предусмотрено законодательством, является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Порядки закупок за счет собственных средств в некоторых случаях требовали приведения в актуальное состояние, поскольку содержали ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты. Более того, в ряде из них были закреплены нормы, противоречащие требованиям законодательства.
Необходимо отметить массовый характер игнорирования требований законодательства о 5-дневном сроке размещения сведений о результатах проведенных конкурентных процедур за счет собственных средств, а также сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных в предыдущем году.
Имеют место факты неверного выбора вида процедуры закупки, допуска к оценке предложений участников, не соответствовавших предъявленным конкурсными документами требований, а также неверного определения баллов при оценке предложений участников.
В силу абз.12 ч. 1 ст. 14 Закона нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка проведения процедур закупок, является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Выявлены также нарушения в деятельности комиссий по противодействию коррупции.
Деятельность комиссий организовывается в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 ˮОб утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции“ (далее – Типовое положение) и осуществляется в соответствии с планом работы на календарный год, утвержденном на заседании.
Имеют место случаи, когда План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов не размещается на официальном сайте организации либо отсутствует вовсе.
Также не размещается информация о дате, времени и месте проведения заседаний в установленный срок (не позднее 15 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии).
В нарушение требований законодательства не соблюдается периодичность заседания комиссии, не оформлены протоколы заседания.
В нарушение требований п.16 Типового положения в протоколе не указаны место и время проведения заседания комиссии.
В соответствии с п.17 Положения протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц. Вместе с тем, имеются факты подписания протокола только председателем комиссии, а также не доведения секретарем в установленные сроки до членов комиссии и иных заинтересованных.
Заседания комиссии по противодействию коррупции в некоторых организациях проводятся лишь по факту уже совершенных работниками коррупционных преступлений.
Недостатки и формализм в деятельности антикоррупционных комиссий в совокупности с ненадлежащим выполнением плановых мероприятий не позволяют предупредить коррупционные проявления в коллективах, не способствуют устранению причин и условий, порождающих коррупцию.
Ненадлежащая организация работы по противодействию коррупции способствует совершению отдельными работниками организаций иных нарушений антикоррупционного законодательства.
Выявлены факты отражения в табелях учета рабочего времени недоставерных сведений о фактически отработанном времни.
Так, должностное лицо, используя свои служебные полномочия, путем оформления фиктивных документов и внесения заведомо ложных сведений о времени своей работы в табели учета рабочего времени совершило хищение денежных средств организации.
Также выявлено, что работник организации, являясь должностным лицом, используя свои служебные полномочия, путем дачи незаконных указаний подчиненным ему работникам совершил хищение имущества предприятия.
Коррупционные проявления являются следствием несвоевременности определения коррупционных рисков, недостаточности системных мероприятий по противодействию коррупции.