контакты
Режим работы
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
8:00-13:00 | 14:00-17:00

Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00

2025 - Год благоустройства
80-летие освобождения Беларуси
80-летие освобождения Витебской области
Республиканская молодежная ярмарка вакансий - 2024
100 лет образования органов торговли Беларуси

История

Из истории  города Сенно 

Научного объяснения происхождения названия города до этого времени нет. Интересна одна из версий появления названия города: Екатерина II (Великая) ехала со своим Сенатом из Полоцка в Шклов. И остановились они ночевать в местечке возле озера, и поэтому местные жители это поселение стали называть Сеннат. Мало что понимали жители в этом слове, однако до наших дней название местечка дошло как Сенно. Так же известно, что в конце 19 – начале 20 века местные жители говорили это слово по-другому – Сенна, Сеннае. Возможно, это является свидетельством связи названия города с названием грубого корма для животных. Такую версию происхождения названия города взяла за основу Екатерина Великая – российская императрица, которая посетила город в 1780 году, проезжая из Полоцка в Шклов.  План города был утвержден в 1778 году, а в 1781 году Екатерина Великая дала городу герб:  на зелёном поле изображения двух кос.

Есть и другие объяснения происхождения названия города Сенно. Хочется рассказать легенду, услышанную из уст сенненских старожилов. Когда-то давным-давно селение около озера, в котором жили наши предки, загорелось. Пожар вспыхнул по неосторожности, может город подожгли враги. Но огнём были уничтожены строения, погибли люди. Уцелевшие жители ушли в леса, а на месте пожарища быстро возник сенный базар. Неподалёку от этого места люди стали расселяться вновь, ведь именно здесь всегда можно было найти основной корм для животных, которые давали молоко, одежду, мясо. Говорили: «Поедем за сеном в Сеннае».

По праву - самым живописным местом города является озеро Сенненское. Существует легенда, что много лет тому назад жил около Сенненского озера святой человек. Все люди, у кого случалась беда, обращались к нему,  и святой помогал им, чем мог. Однажды пришли к нему муж с женой и начали жаловаться, что у них нет детей. Выслушал их святой и сказал: «Идите домой и молитесь Богу. Быстро родится у вас ребёнок. Однако на тринадцатом году своей жизни мальчик должен утонуть. Берегите его». Перед тем, как отпустить их, святой объяснил, как узнать тот день, когда погибнет мальчик. Ровно через год у них родился сын. Прошло тринадцать лет. Однажды горячим летним днём отец увидел знак, о котором говорил святой. Мальчика закрыли в коморке и целый день не давали ему ни капли воды. Люди, которые были в тот день около озера, видели, как из воды вылезало какое-то чудище и приговаривало: «Нет того, кого нам надо. Плохо будет, будет плохо». С тех пор, чтобы отомстить доброму духу за победу, злой дух каждый день берёт себе человека. Между людьми и добрым духом существовала договорённость: добрый дух должен охранять людей и посылать им много рыбы, а люди за это должны были давать ему часть всего того, что имели. Согласно народным поверьям, жильём для духов являются острова, что есть на Сенненском озере.

Когда родится ребёнок, нужно смотреть на озеро. Если озеро спокойное и ясное, жизнь у новорождённого будет добрая и весёлая.

Криница «Капличка» в г.Сенно объявлена памятником природы. Известна с давних времён как источник целебной чистейшей воды, в котором содержится сероводород. Над криницей когда-то стояла деревянная церковь, но была разобрана в 1937 г. Расположена у подножия древнеязыческого капища недалеко от Сенненского озера, можно сказать в центре города, так что найти эту криницу несложно.


Панораму нашего города лучше наблюдать с солдатской горки. Как с высоты птичьего полёта предстаёт Сенно перед каждым, кто сюда приходит. Здесь стоит небольшой обелиск, которым увековечена память солдат русской армии, которые погибли на нашей земле в Первую мировую войну.


Озеро Рахальское 

До революции это озеро имело название Крильцово, так звали и деревню, что стоит  на озере.  И речка, что  течёт  из него через Сенно, тоже имела название Крильцовка. Почему же появилось другое название озера? На берегу озера в начале века 1900 – 1935 г. стояла усадьба пана Рахальского. С дороги то место хорошо видно. Дом стоял выше купальни, на горе.  После революции пан  работал в Сенно адвокатом до 1935 г. Потом куда-то уехал и следы его пропали. Дом был государственным, в нём находился  маслозавод, который сожгли в 1943 г. От усадьбы пана Рахальского почти ничего не осталось кроме названия озера и доброй памяти людей о нём.


«Капище»  (со старославянского «капъ»-образ бога, идол) – одно из разновидностей языческих святилищ. Около бывшей деревни Бочарово, в тихом, уютном уголке среди леса и разместилась такая молельня. Ее характерная особенность − площадка круглой формы. В центре площадки возвышается большой дуб в четыре обхвата. Дуб считался святым и назывался «Великаном». Около дуба из небольших камней выложен круглый костер, который назывался «Агнем» или «Жыжай». Самым большим вниманием на площадке пользовался камень, который назывался «Дед» или «Стары» (Возможно, сооруженный в X веке!). Около дуба вытекал родничок, вода которого считалась святой и лекарственной. Дубу, огню и камню люди несли свои пожертвования. Боженица имела своего священника. Он принимал жертву, поддерживал огонь, справлял языческое богослужение. Люди относились к нему с большим почетом. С наступлением христианства и в связи с борьбой духовенства против останков язычества статус  Капища снизился. Однако эта молельня просуществовала до начала XX столетия.

До Октябрьской революции эти земли принадлежали помещику Карлу Святскому. Лес, где находилось капище, окружали топкие болота и многочисленные пруды.

Капище — лесная поляна. В центре растет столетний дуб. С одной стороны от него лежит плоский камень с изображением солнца, а с другой находится невысокий каменный идол. При желании можно различить его голову, нос, глаза. Но знатоки утверждают, что это фаллический символ, символ плодородия. Не случайно к нему обращаются бездетные женщины — в надежде родить малыша.

Ветвистый дуб со всех сторон был обвязан ткаными поясами, разноцветными ленточками, кусочками кольчуги. На плечах у идола расшитое белое полотенце, заколотое старинной фибулой. Рядом тарелочка для подношений: весной на Юрьев день во время обряда идолу приносили подношения. После того как жрец, вооруженный посохом, сжигал жертву, юноши и девушки пели красивые юрьевские песни. Держась за руки, они опускались перед идолом на колени. Чтобы дети рождались здоровыми, а урожай был знатным, нужно было трижды обползти вокруг каменного изваяния. Женщины, просившие у идола ребенка, и вовсе садились на него.

Древняя плита с гербами польской шляхты 

В 2011 году у деревни Большой Озерецк Сенненского района была найдена плита с гербами. Размер плиты – около 75 см в длину и  около 50 см в ширину и толщину, вес - около тонны.
На ее поверхности выбиты два родовых герба. На одном  изображена подкова, обращенная шипами вниз, впереди  крест, а внутри подковы - летящая вниз стрела. В нашлемнике видно ястребиное крыло, пробитое насквозь стрелой. На втором гербе изображены рунические знаки, вертикальная стрела острием вверх и пересекающие ее две горизонтальные полосы.
По заключению, данному Рассадиным Сергеем Евгеньевичем, профессором доктором исторических наук кафедры истории Беларуси и политологии БГТУ плита является мемориальной.
Установлена в честь Яна Ка́роля Ходкевича, военного и политического деятеля Великого княжества Литовского, представителя магнатского рода Ходкевичей.
Аргументы в пользу данной версии:

- плита, судя по иконографии изображений и технике их исполнения, конца 19 - нач. 20 вв.;

- Озерецк принадлежал Маевским, пользовавшимся совсем др. гербами;

- первый герб - родовой "Костеша" Ходкевичей, второй "Ястребец" Зборовских, из рода которых мать Яна Кароля. "Ястребец" очень похож на "Доленгу";

- получается, что их сочетание должно было репрезентовать лично Яна Кароля Ходкевича, великого гетмана литовского, весьма популярного среди поляков и теперь;

- поляк Маевский таким образом увековечил его память;

- не будучи достаточно осведомлённым, он "повысил" Яна Кароля, присвоив его гербу княжеский статус (тогда Ходкевичи были не князьями, а графами), а вместо "Ястребца" поместил "Доленгу".

Утраченная старина

Белица известна с 1551 года как владение жены Яна Глебовича Анны. В составе поместья было около 80 крестьянских служб. Позже Белица принадлежала Зеновичам, Сапегам.

Последним владельцами имения в конце 19 – начале 20 века были помещики Святские, при которых оно стало центром местной промышленности. Тут очищали спирт, мололи муку, драли крупы. Действовала паровая машина, работало 10 рабочих, годовая сумма доходов составляла 17 тысяч рублей (1895 г.). Во второй половине 19 века в Белице был создан усадебный комплекс, который включал сам дом, хозяйственные строения, пейзажный парк с сажалкой.

Таким образом, Белица относилась к наиболее богатым дворам в Беларуси того времени. В середине 19 века она принадлежала Юзефу Святскому. Потом, до конца Первой мировой войны, Карлу Святскому, известному общественному деятелю. У него же был единственный сын – Станислав.

В 1903 – 1904г.г. в поместье Карла Святского работал Янка Купала, народный поэт Беларуси. Сначала Купала трудился конторщиком, потом получил должность эконома. Именно в Белице произошло становление молодого поэта, именно тут появляется его стихотворение «Мая доля». В 1972 году на здании где жил и работал Купала установлена мемориальная доска.

В 1918 году Святские эмигрировали в Польшу. Карл Святский умер в 1929 году. Про его сына Станислава ничего неизвестно.

На базе панского поместья в советское время был создан совхоз «Пламя», позже переименованный в племзавод «Пламя». В усадебном здании был открыт сельскохозяйственный техникум. Во время Великой Отечественной войны в доме размещались немецкие казармы. В послевоенный период в разное время находились: школа, дом культуры, библиотека.

Что же представлял собой сам усадебный комплекс?

Он состоял из каменного дома, пейзажного парка с прудом и хозяйственной зоны (склад, сарай, спиртзавод и хранилище спирта). В своем первоначальной виде контуры здания были строго симметричные – в форме вытянутого прямоугольника. Здание возводилось на высоких видимых подземельях из обтесанного камня. Верхний этаж – первоначально с тремя, потом – только с двумя выступами, замыкал треугольный щит с гербовым картушем владельцев.

Дворец был покрыт не очень высокой, гладкой двухскатной крышей. Первоначально – гонтовая, а в последнее время – покрытая жестью.

В 1907 – 1911 гг. к левому крылу Карл Святский пристроил двухэтажную восьмиугольную башню, связанную с корпусом дворца при помощи короткого перехода. Снаружи она имела более богатый вид. Кроме того, эту часть здания обогатили портиком с двумя небольшими колоннами с высокими лестницами, которые его поддерживали и вели прямо в сад.

В башне (работы познаньского архитектора Владислава Мечковского) на первом этаже размещались: прачечная, ванная комната, на втором – мастерская для резьбы по дереву Станислава Святского. Неизменной осталась, главным образом, двухэтажная средняя часть. Со стороны сада располагался нижний овальный зал. Всех помещений разных размеров в здании было 18.

Не очень большой парк, который окружал дом со всех сторон, имел характер пейзажных садов. Его замыкал квадрат аллеи, усаженный липами по древнепольскому образцу. От въезда и до противоположных сторон тянулись древние газоны без деревьев, с разбитыми на них клумбами роз и других цветов, которые заменялись в соответствии с сезоном и выращивались в оранжереях и теплицах, размещавшихся недалеко от дворца. Сбоку газона росли по одному, группами: дубы, липы, каштаны, ели и березы.

На современном этапе восстановить, реставрировать дворец можно только на основе фундамента. Существует мнение, если у памятника сохранился фундамент, памятник еще жив.




 

Архітэктурнае мінулае Сеннешчыны (файл в формате .doc)