Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00
Меню
Комиссия по противодействию коррупции
Решительная борьба с коррупцией является приоритетным направлением внутренней политики нашего государства.
В целях предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий в Сенненском районном исполнительном комитете распоряжением председателя райисполкома создана комиссия по противодействию коррупции.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З “О борьбе с коррупцией“, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 ”Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействии коррупции“, иными актами законодательства, а также Положением о комиссии.
Основными задачами комиссии являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками райисполкома, а также подчиненных организаций, в том числе негосударственной формы собственности;
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками райисполкома, подчиненных организаций;
своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в райисполкоме, подчиненных организаций, анализ эффективности принимаемых мер;
координация деятельности структурных подразделений райисполкома, подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, соблюдения правил этики государственного служащего.
принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
Карта коррупционных рисков Сенненского райисполкома
2025 год
План работы комиссии на 2025 год
2024 год
План работы комиссии на 2024 год
2023 год
2022 год
План работы комиссии на 2022 год
2021 год
План работы комиссии на 2021 год
2020 год
План работы комиссии на 2020 год
2019 год
Основные нормативные правовые акты
Положение о комиссии
УТВЕРЖДЕНО
распоряжение председателя Сенненского районного исполнительного комитета
14.06.2019 № 143р
ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном
комитете
1. Настоящим Положением определяется порядок создания и деятельности комиссии по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете (далее – комиссия).
2. Комиссия создается распоряжением председателя Сенненского районного исполнительного комитета (далее – райисполком) в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является председатель райисполкома, а в случае отсутствия председателя райисполкома– лицо, исполняющее его обязанности. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.
Состав комиссии формируется из числа работников райисполкома, в том числе курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению председателя райисполкома – также из числа граждан и представителей юридических лиц.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З ”О борьбе с коррупцией“, Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732, иными актами законодательства, а также настоящим Положением.
4. Основными задачами комиссии являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками райисполкома, а также подчиненных организаций, в том числе негосударственной формы собственности (далее – подчиненные организации);
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками райисполкома, подчиненных организаций;
своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в райисполкоме, подчиненных организаций, анализ эффективности принимаемых мер;
координация деятельности структурных подразделений райисполкома, подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, соблюдения правил этики государственного служащего.
принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;
ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками райисполкома и подчиненных организаций и анализирует такую информацию;
заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по профилактике коррупции;
взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;
разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника райисполкома или подчиненной организации, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;
запрашивает в подчиненных организаций в пределах компетенции информацию по вопросам противодействия коррупции;
вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;
рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.
6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте райисполкома в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте райисполкома в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.
7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
8. Председатель комиссии:
несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
организует работу комиссии;
определяет место и время проведения заседаний комиссии;
утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;
дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;
незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении соответствующего уведомления от члена комиссии.
В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
9. Член комиссии вправе:
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
10. Член комиссии обязан:
принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;
участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.
Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
11. Секретарь комиссии:
обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
ведет документацию комиссии;
извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;
осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
13. Граждане и юридические лица вправе направить в райисполком предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.
Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.
К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.
14. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.
В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:
с установленными нарушениями работниками райисполкома и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;
с соблюдением в райисполкоме порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в райисполкоме, подчиненных организациях;
с правомерностью использования имущества;
с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.
На заседаниях рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.
15. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками райисполкома, подчиненных организаций. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
16. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
17. В протоколе указываются:
место и время проведения заседания комиссии;
наименование и состав комиссии;
сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
принятые комиссией решения;
сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
18. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.
Состав комиссии
СОСТАВ
комиссии по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете
Макаревич Олег Аркадьевич |
‒ |
председатель Сенненского районного исполнительного комитета (далее – райисполком) (председатель комиссии) |
|
|
|
Василенок Вероника Михайловна
|
‒ |
главный специалист отдела экономики райисполкома |
|
|
|
Члены комиссии: |
||
|
|
|
Орлов Иван Сергеевич |
‒ |
начальник отдела внутренних дел райисполкома |
|
|
|
Мацуганова Кристина Геннадьевна |
‒ |
начальник отдела организационно-кадровой работы райисполкома |
|
|
|
Дубовский Геннадий Владимирович |
‒ |
заместитель председателя райисполкома |
|
|
|
Гордецкая Инесса Александровна |
‒ |
начальник отдела экономики райисполкома |
|
|
|
Зезюлина Юлия Георгиевна |
‒ |
начальник финансового отдела райисполкома |
|
|
|
Михалёнок Наталья Владимировна |
‒ |
заместитель начальника инспекции-начальник управления по работе с плательщиками по Сенненскому району инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Оршанскому району* |
Тетюев Олег Анатольевич |
‒ |
управляющий делами - начальник управления делами райисполкома |
|
|
|
Красаков Александр Владимирович |
‒ |
заместитель председателя райисполкома
|
|
|
|
Вишнякова Надежда Владимировна |
‒ |
главный специалист райисполкома. |
Комплекс мероприятий по коррупции
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Сенненского районного исполнительного комитета
В.А. Чередник
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ,
направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию в Сенненском районном исполнительном комитете, сельских исполнительных комитетах, подчиненных организациях
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок проведения |
Исполнители |
|
1.Мероприятия по укреплению трудовой и исполнительской дисциплины |
||||
1.1 |
Осуществление постоянного контроля за соблюдением работниками трудовой и исполнительской дисциплины, включающей контроль за: заблаговременной явкой на рабочее место (до начала рабочего дня и до окончания перерыва для отдыха и питания); своевременным уходом с рабочего места (по окончании рабочего дня и в начале перерыва для отдыха и питания); выявлением не явившихся на работу и опоздавших работников; нахождением работников в рабочее время на рабочих местах и эффективным использованием рабочего времени в течение рабочего дня; фактическим рабочим временем каждого работника, в том числе в случае установления индивидуального режима работы отдельным работникам; соблюдением графика личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц. |
постоянно |
структурные подразделения Сенненского районного исполнительного комитета (далее – райисполком), сельские исполнительные комитеты (далее – сельисполкомы), подчиненные организации |
|
1.2 |
Ведение учета явки на работу и ухода с работы путем регистрации в журналах учета, в том числе руководителей. |
постоянно |
структурные подразделения райисполкома, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
1.3 |
Обеспечение надлежащего контроля за использованием служебного автотранспорта. |
постоянно |
структурные подразделения райисполкома, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
1.4 |
Обеспечение комиссионного, с привлечением правоохранительных органов, всестороннего, объективного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о противоправных действиях работников структурных подразделений райисполкома, сельисполкомов, подчиненных организаций, исключение формализма в их рассмотрении. Информирование руководителя государственного органа, организации о ходе и результатах рассмотрения обращений. |
постоянно |
сектор по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома, структурные подразделения райисполкома с правами юридического лица, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
2.Организационно-практические мероприятия по работе с руководящими кадрами |
||||
2.1 |
Недопущение назначения на должности, включенные в кадровый реестр райисполкома лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения. |
постоянно |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома, структурные подразделения райисполкома с правами юридического лица, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
2.2 |
Обеспечение контроля за соблюдением в организациях порядка назначения на руководящие должности, указанные в пункте 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 ”Об усилении требований к руководящим кадрам и работников организаций“, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. |
постоянно |
структурные подразделения райисполкома, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
2.3 |
Ведение банка данных о работниках, должности которых включены в кадровые реестры соответствующих структурных подразделений райисполкома, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, причинах их увольнения. |
ежеквартально |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома, кадровые службы структурных подразделений райисполкома с правами юридического лица, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
2.4 |
Обеспечение: системной кадровой работы, недопущения образования вакантных должностей, в случае их образования – оперативное замещение; тщательного изучения деловых и личностных качеств кандидатов на должности, включенные в кадровые реестры облисполкома, райисполкома, результатов их практической деятельности на ранее занимаемых должностях, характеристик с предыдущих мест работы, рекомендаций, мнения членов трудовых коллективов, информации на предмет склонности к совершению ими преступлений и правонарушений; проведения запросов и изучения сведений о привлечении кандидатов на должности государственных служащих, руководителей, включенные в кадровый реестр райисполкома, к уголовной и административной ответственности; принятия должностными и приравненными к ним лицами обязательств по соблюдению ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, законодательством о государственной службе. |
постоянно |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома, кадровые службы структурных подразделений райисполкома с правами юридического лица, подчиненных организаций |
|
2.5 |
Контроль за соответствием стоимости принадлежащего государственным должностным лицам, занимающим ответственное положение, имущества, подлежащего обязательному декларированию, иных понесенных расходов доходам, заявленным указанными лицами в декларациях о доходах и имуществе и сведениях (пояснениях) об источниках и размерах доходов, за счет которых приобретено такое имущество и понесены иные расходы. |
постоянно |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома |
|
2.6 |
Проведение ротации руководящих кадров в государственных органах. |
по мере необходимости |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома, сельисполкомы |
|
2.7 |
Исключение непосредственной подчиненности или подконтрольности государственных служащих, находящихся в отношении близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов), одного из них другому. |
постоянно |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома, структурные подразделения райисполкома с правами юридического лица, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
3.Мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений, повышению правовой культуры |
||||
3.1 |
Обеспечение эффективной реализации идеологических и просветительских мероприятий, направленных на создание атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, популяризации антикоррупционных ценностей: освещение в средствах массовой информации и в ходе выступлений перед трудовыми коллективами организаций вопросов, касающихся предупреждения, выявления и пресечения фактов коррупции, мер по устранению причин и условий, ей способствующих; доступ граждан и юридических лиц к информации о деятельности райисполкома и организаций, связанной с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций; привлечение работников правоохранительных органов для участия в воспитательных мероприятиях общеобразовательных школ; проведение мониторинга коррупционных проявлений в деятельности государственных органов и организаций, в том числе путем проведения опросов на Интернет-сайте, использования электронной почты. |
постоянно |
отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, структурные подразделения райисполкома, сельисполкомы, подчиненные организации |
|
3.2 |
Организация краткосрочных семинаров по антикоррупционной тематике для работников кадровых подразделений, членов комиссий по противодействию коррупции, других категорий слушателей. |
ежегодно |
отдел организационно-кадровой работы райисполкома, комиссия по противодействию коррупции райисполкома, структурные подразделения райисполкома, подчиненные организации |
|
3.3 |
Анализ реализации настоящего комплекса мероприятий. |
ежегодно |
комиссия по противодействию коррупции райисполкома |
|
Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Основы законодательства о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, а также лиц, претендующих на занятие таких должностей»
На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpere – портить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.
В нашей стране базовым документом в сфере организации антикоррупционной деятельности является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).
В Законе коррупция определена как умышленное использование государственным должностным (в том числе иностранным) лицом или приравненным к нему своего служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а равно подкуп этих лиц.
Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Как сказал Президент Республики Беларусь, взяточничество способно подорвать основу любого государства.
Коррупция порождает ряд негативных экономических последствий.
Нарушение конкурентного регулирования рынка вследствие незаконного получения преимуществ влечет неэффективное использование бюджетных средств при их распределении. Расширяется теневая экономика, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений, как следствие ухудшается инвестиционный климат.
Суммарная величина взяток и похищенного имущества отражается в себестоимости продукции и товаров, что в конечном итоге приводит к росту отпускных(розничных) цен и инфляции.
Все это вызывает недоверие к власти, в целом, порождает очаги социально-политических противоречий, развитие конфликтных ситуаций вплоть до нестабильности политических институтов и протестной активности масс.
В настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.
Особенностью нашей страны является сильная социальная политика при высокой роли государства в экономике не только как регулятора, но и как собственника наиболее крупных промышленных и иных предприятий. Одновременно прилагаются значительные усилия по созданию благоприятной деловой среды для развития бизнеса, привлечению инвестиций, развитию предпринимательской свободы и инициативы.
В сфере борьбы с коррупцией мы следуем таким основополагающим принципам, как обеспечение прозрачности действий и решений государственных органов, обеспечение эффективных контрольных и надзорных процедур, а также неотвратимости ответственности в случае нарушения требований законодательства.
В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
В борьбе с коррупцией участвуютСледственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции.
В силу ст.5 Закона борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:
планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;
установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;
совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
проведения мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);
обеспечения гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц;
восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;
предоставления государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными Законом и иными законодательными актами о борьбе с коррупцией;
применения процедур приема на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;
принятия кодексов этики (стандартов поведения) гражданских служащих и иных государственных должностных лиц;
недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных актами законодательства;
проведения в установленном порядке криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;
сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;
упрощения административных процедур и сокращения их числа;
вынесения на публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов о борьбе с коррупцией;
организации антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.
Юридические лица должны не допускать в своей деятельности нарушения требований законодательства о борьбе с коррупцией, в том числе осуществления в любой форме от их имени или в их интересах подкупа государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.
Кроме того, руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией, в том числе на предупреждение и выявление нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранение последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих;
привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство, предусмотренное ст.16 Закона, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения);
информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.
Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции(в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.
В сфере борьбы с коррупцией законодатель выделяет две группы правонарушений коррупционного характера:
- правонарушения, создающие условия для коррупции (ст.25 Закона);
- коррупционные правонарушения (ст.37 Закона).
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
вмешательство государственного должностного лица в деятельность других должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных и иных внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования.
Коррупционными правонарушениями являются:
вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах 2, 3, 5 и 12 ч.1 ст.37 Закона;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущества или получение другой выгоды в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.17 Закона;
осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для исполнения служебных (трудовых) обязанностей имущества государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
хищение, в том числе мелкое, путем злоупотребления служебными полномочиями.
Следует отметить, что денежные средства, предоставленные государственному должностному или приравненному к нему лицу в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятые им в результате совершения такого правонарушения, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.
Виды правонарушений коррупционного характера отличаются не только по характеру коррупционного деяния, но и по кругу их субъектов.
Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции,являются государственные должностные лица и лица, приравненные к ним (ст. 3 Закона).
К государственным должностным лицам относятся Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные гражданские служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе (далее – гражданские служащие); сотрудники Следственного комитета; сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам (далее – военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля); заместители руководителей местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, относятся члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, за исключением заместителей руководителей местных Советов депутатов; граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.
Субъектами коррупционных правонарушений являются, помимо названных лиц, иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп всех перечисленных лиц (ст.3 Закона).
В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.
Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:
· хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК));
· легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.2 и 3 ст.235 УК);
· злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.424 УК);
· бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.425 УК);
· превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.426 УК);
· незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК);
· получение взятки (ст.430 УК);
· дача взятки (ст.431 УК);
· посредничество во взяточничестве (ст.432 УК);
· злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.1 ст.455 УК).
УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Следует отметить, что в целях расширения правовых последствий привлечения к уголовной ответственности, Законом закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе.
Так, лицам, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление с использованием своих служебных полномочий, назначается только пенсия по возрасту. Назначение более высокой пенсии за выслугу лет таким лицам не производится.
Мотивом действий при совершении коррупционных преступлений всегда выступают корыстная либо иная личная заинтересованность.
В соответствии со ст.4 УК под корыстными побуждениямипонимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат.
Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 №12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (статьи 424 - 428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)» иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями личного характера, как карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.п.
В КоАП определены меры административной ответственности за отдельные видыкоррупционных правонарушений. К ним, в том числе, относятся:
· нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 12.9 КоАП);
· нарушение порядка декларирования доходов и
имущества
(статья 24.6 КоАП).
В Законе предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции ст.43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение).
Статьей 36 Закона о борьбе с коррупциейустановленагражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установленияявного превышения стоимости принадлежащегоуказанным лицам имуществаи иных расходов (составляющего не менее 25%)за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.
Важной профилактической антикоррупционной мерой является установление в соответствии со ст.16 Закона обязанности государственного должностного лица, а также лица, претендующего на занятие такой должности, подписания обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.ст.17-20 Закона, а также разъяснения порядка урегулирования конфликта интересов.
Превентивный характер рассматриваемого обязательства вытекает из цели, обозначенной в ч.1 ст.16 Закона, - недопущение действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах. Закон строго предписывает претенденту на занятие должности государственного должностного лица, государственному должностному лицу разграничивать в своей деятельности интересы службы и иные интересы.
Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие такой должности, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации.
Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности.
В силу ст.17 Закона государственное должностное лицо не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом, иными законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст. 17 Закона;
осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, предоставленные государственному должностному лицу для исполнения служебных (трудовых) обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, а также полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Гражданские служащие, сотрудники Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством выполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Не являются нарушением ограничений:
принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;
получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;
иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
При этом имущество, за исключением денежных средств, в том числе подарки, предоставленное государственному должностному или приравненному к нему лицу и (или) принятое им с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.
При невозможности сдачи имущества по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также стоимость работ, услуг, которыми оно незаконно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.
Также государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно принятое супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость, а также стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.
Лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга), близкие родственники или свойственники государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе:
принимать в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.17 Закона;
осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
Законодательными актами для государственных должностных и приравненных к ним лиц могут быть установлены иные ограничения.
При этом ст.18 Закона предусмотрен запрет на совместное прохождение государственной службы гражданскими служащими, сотрудниками Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Также запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении), организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (обособленном подразделении), на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Законом определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица.
Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
В ч.1 ст.21 Закона закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Государственное должностное лицо, уведомляя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, имеет право предложить варианты разрешения или предотвращения конфликта интересов, такие как самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов. Вместе с тем это право государственного должностного лица, а не его обязанность. Государственное должностное лицо вправе оставить принятие решения о выборе мер в связи с возникшим конфликтом интересов на усмотрение руководителя.
Если конфликт интересов или возможность его возникновения имеют место, то руководитель обязан проинформировать руководителя государственного органа, иной организации о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода (если самоотвод заявлялся).
Непосредственный руководитель государственного должностного лица, если он одновременно не является руководителем государственного органа (иной организации), самостоятельно не вправе принимать меры по урегулированию конфликта интересов (возможности его возникновения), поскольку принятие таких мер отнесено к компетенции руководителя государственного органа (иной организации).
Руководитель государственного органа (иной организации), которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
В ст.21 Закона закреплен примерный перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые должен принять руководитель государственного органа, иной организации. Это связано с тем, что привести в Законе исчерпывающий перечень мер по урегулированию конфликта интересов или предотвращению его возникновения в связи с разнообразием ситуаций, возникающих в деятельности государственных должностных лиц, не представляется возможным. Ведь выбор указанных мер всегда зависит от специфики конфликта интересов, от наличия возможностей по его разрешению.
Государственное должностное лицо несет ответственность за невыполнение обязанности по уведомлению руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов либо за невыполнение или ненадлежащее выполнение мер по урегулированию конфликта интересов, избранных руководителем государственного органа (иной организации).
Руководитель, которого уведомили о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения, несет ответственность за невыполнение обязанности об уведомлении руководителя государственного органа (иной организации).
Руководитель государственного органа (иной организации) несет ответственность за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, когда ему стало известно о его возникновении или возможности возникновения, либо за ненадлежащее принятие мер по урегулированию конфликта интересов, в том числе за нарушение прав государственного должностного лица необоснованным применением или применением неадекватных мер по урегулированию конфликта интересов (возможности его возникновения).
Для целей максимально полного выявления реальных доходов лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе, а также предупреждения коррупционных проявлений Законом определены общие подходы к порядку обязательного декларирования доходов.
Статьей 32 Закона установлен порядок ежегодного декларирования доходов и имущества, в том числе государственными гражданскими служащими.
Наряду с указанными лицами декларируют доходы и имущество их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство.
Дополнительные требования при ежегодном декларировании доходов и имущества предусмотрены ст.31 Закона для государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на гражданскую службу путем избрания.
Обязательному декларированию подлежат доходы, полученные в течение календарного года от источников в Республике Беларусь, а также от источников за пределами Республики Беларусь.
В декларации о доходах и имуществе указываются также займы, кредиты, полученные в календарных годах, предшествующих календарному году, за который представляется декларация о доходах и имуществе, и не возвращенные на дату представления такой декларации. Такие доходы указываются в размере полученных займов, кредитов.
Обязательному декларированию подлежат находящиеся в собственности лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе, на дату представления такой декларации:
земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места;
транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания, воздушные суда;
произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает одну тысячу базовых величин или общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин на дату приобретения;
строительные материалы, общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин на дату приобретения;
доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, паи в имуществе производственных кооперативов, объекты, не завершенные строительством, их части, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую пятнадцать тысяч базовых величин на дату приобретения;
иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин на дату приобретения.
Обязательному декларированию также подлежат доли в праве собственности на вышеуказанное имущество с учетом требований, закрепленных в ст.27 Закона.
Не подлежат обязательному декларированию:
денежные средства, находящиеся в собственности лиц, представляющих декларации о доходах и имуществе, в том числе размещенные ими на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь (включая проценты по ним), их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Республики Беларусь;
цифровые знаки (токены);
вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
товары (работы, услуги), полученные (выполненные, оказанные) в рамках распространения рекламы и проведения рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг);
денежные средства и (или) товары (работы, услуги), полученные (выполненные, оказанные) в рамках распространения рекламы и проведения рекламных игр, рекламных акций, сумма (стоимость) каждого из которых не превышает сорокакратного размера базовой величины на дату получения таких денежных средств и (или) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
денежные средства, выплаченные (возмещенные) при направлении нанимателем в служебную командировку, на повышение квалификации, переподготовку, профессиональную подготовку и стажировку, в том числе выплаченные (возмещенные) принимающей стороной;
коммерческие займы;
облигации, включая купонный или процентный доход по ним, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности лиц, представляющих декларации о доходах и имуществе, за исключением акций на сумму, превышающую пятнадцать тысяч базовых величин на дату приобретения;
доходы в виде подарков, стоимость (сумма) каждого из которых не превышает двухсотпятидесятикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка;
доходы от возмездного отчуждения имущества, стоимость единицы которого не превышает сорокакратного размера базовой величины на дату отчуждения такого имущества
Декларации о доходах и имуществе представляются ежегодно до 1 марта.
В случае обнаружения лицом, обязанным представлять декларации о доходах и имуществе, в представленной им декларации о доходах и имуществе неполных и (или) недостоверных сведений до их выявления государственными органами, иными организациями, должностными лицами, проводящими проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе, такое лицо вправе заявить об этом в соответствующий государственный орган, иную организацию, должностному лицу и представить уточненную декларацию о доходах и имуществе. При этом указанное лицо освобождается от ответственности за нарушение законодательства о декларировании доходов и имущества.
Кроме того, меры ответственности за нарушение названного законодательства не применяются в случаях указания в декларации о доходах и имуществе:
неполных сведений о доходах, если размер доходов, не указанных в декларации о доходах и имуществе, не превышает 20 процентов общей суммы доходов, подлежащих обязательному декларированию;
недостоверных сведений о размере доходов, если размер доходов, недостоверно указанный в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактического размера доходов, подлежащих декларированию, не более чем на 20 процентов;
недостоверных сведений о дате приобретения имущества, долей в праве собственности на имущество;
недостоверных сведений о площади земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), недостоверно указанная в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактической стоимости такого имущества (доли в праве собственности на имущество) не более чем на 20 процентов.
Отдел прокуратуры Витебской области по борьбе с коррупцией и организованной преступностью
Типичные нарушения антикоррупционного законодательства
Типичные нарушения, выявленные контролирующими органами при проверке исполнения требований антикоррупционного законодательства
Недостаточно действенно организована работа по ознакомлению государственных должностных лиц с перечнем антикоррупционных ограничений, установленных ст.ст.17-20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 305-З ˮО борьбе с коррупцией“ (далее – Закон), установлены факты не подписания и несвоевременного подписания обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений.
В силу ч. 2. ст. 16 Закона не подписание обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение указанного лица от занимаемой должности.
Тексты отдельных обязательств не были приведены в соответствие требованиям Закона, а составлены по утратившему силу Закону.
В обязательства некоторых государственных должностных лиц учреждений необоснованно включены ограничения, установленные ч. 2 ст. 17 Закона, которые распространяются лишь на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (например, в обязательства начальника отдела).
Установление ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц, является в силу ст. 5 Закона одной из мер по противодействию коррупции.
Установлены факты ненадлежащей организации финансового контроля, выразившиеся в нарушении порядка декларирования доходов и имущества, установленного ст.ст.26-27, 32 Закона.
В частности, не отражение либо неполное (недостоверное) отражение доходов в декларациях. Отдельными должностными лицами при назначении на должность декларации не были представлены вовсе.
Выявлены недостатки и упущения в порядке предоставления и использования безвозмездной (спонсорской помощи) субъектами хозяйствования, выразившиеся в небрежном оформлении документации по договорам, непредставлении спонсорам отчетов.
В силу абз. 13 ст. 25 Закона нарушения порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской помощи) являются правонарушениями, создающим условия для коррупции.
Установлены многозначительные факты нарушений законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг).
Требования ч.2 ст. 15 Закона обязывают государственные организации проводить конкурсы, аукционы, или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений, в том числе при проведении закупок и выборе поставщика для государственных нужд в порядке, установленными законодательными актами.
Годовые планы государственных закупок, а также изменения и дополнения к ним размещаются на официальном сайте самими заказчиками в течение 5 рабочих дней, что установлено ст.19 Закона о государственных закупках № 136-З от 17.07.2018 г.
Вместе с тем, имеются факты не размещения в установленный срок годовых планов закупок, а также изменений и дополнений к ним.
Также наиболее характерными нарушениями являются: излишняя конкретизация предмета закупки и указание конкретных технических и качественных характеристик товаров, ненадлежащее оформление конкурсной и аукционной документации по закупкам, в том числе не указание источника финансирования, ориентировочной стоимости предмета закупки, ненадлежащая оценка предложений участников и допуск поставщиков, не соответствующих предъявленным требованиям, объединение в предмете закупки технологически и функционально не связанных друг с другом неоднородных товаров, не выделение части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства, изменение существенных условий договора после его заключения (более чем на 10%), что влечет существенное увеличение стоимости предмета закупки и необоснованное расходование средств, неверное обоснование выбора процедуры закупки и прочие.
Приведенные выше нарушения недопустимы, так как препятсвуют обеспечению прозрачного расходования бюджетных средств и добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров (работ, услуг), протеворечат требованиям ст. 15 Закона о борьбе с коррупцией в части соблюдения порядка выбора поставщика для государственных нужд, что в свою очередь, способствует коррупционным проявлениям.
Выявлены нарушения при проведении закупок в строительстве, в частности, нарушения при выборе процедуры закупки вследствие неправильного применения норм законодательства.
Так, на основании деффектных актов осуществляются закупки товаров (работ, услуг) из одного источника. Вместе с тем, с 01.01.2017 г. действие законодательства о государственных закупках не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, в связи с чем необходимо руководствоваться требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь № 88 от 31.01.2014 г. и проводить переговоры.
Кроме того, с нарушением установленного законодательством 3-х дневного срока оформляются протоколы по результатам проведения переговоров, а в некоторых – дата не указывается вовсе.
Оформление протоколов, составляемых по результатам вскрытия конвертов с предложениями и по выбору победителей переговоров, а также порядок принятия и отражения решений комиссии также оформляются ненадлежащим образом.
Например, в протоколе заседания комиссии по рассмотрению предложений при проведении процедуры переговоров конкурсной комиссией отражено решение о непринятии двух из трех поступивших предложений к рассмотрению, однако, в связи с чем указанные предложения не принимаются, в протоколе не указано и не мотивировано.
Не всегда в протоколах отражаются сведения о голосовании членов комиссии по результатам рассмотрения поступивших предложений участников.
Пунктом 67 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 г. № 88, установлена обязанность заказчиков отражать определенные сведения и данные в приглашениях, направляемых потенциальным участникам переговоров. Указанные требования проигнорированы некоторыми должностными лицами.
Установлены многочисленные нарушения законодательства о закупках за счет собственных средств, которые выразились в непринятии организациями мер по разработке, утверждению и размещению в ИС ˮТендеры“ собственных Порядков закупок за счет собственных средств при фактическом осуществлении таких закупок либо в нарушении установленного законодательством срока их размещения.
Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 25 Закона умышленное непредставление либо несвоевременное предоставление государственным должностным или приравненным к нему лицом информации, предоставление которой предусмотрено законодательством, является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Порядки закупок за счет собственных средств в некоторых случаях требовали приведения в актуальное состояние, поскольку содержали ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты. Более того, в ряде из них были закреплены нормы, противоречащие требованиям законодательства.
Необходимо отметить массовый характер игнорирования требований законодательства о 5-дневном сроке размещения сведений о результатах проведенных конкурентных процедур за счет собственных средств, а также сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных в предыдущем году.
Имеют место факты неверного выбора вида процедуры закупки, допуска к оценке предложений участников, не соответствовавших предъявленным конкурсными документами требований, а также неверного определения баллов при оценке предложений участников.
В силу абз.12 ч. 1 ст. 14 Закона нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка проведения процедур закупок, является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Выявлены также нарушения в деятельности комиссий по противодействию коррупции.
Деятельность комиссий организовывается в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 ˮОб утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции“ (далее – Типовое положение) и осуществляется в соответствии с планом работы на календарный год, утвержденном на заседании.
Имеют место случаи, когда План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов не размещается на официальном сайте организации либо отсутствует вовсе.
Также не размещается информация о дате, времени и месте проведения заседаний в установленный срок (не позднее 15 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии).
В нарушение требований законодательства не соблюдается периодичность заседания комиссии, не оформлены протоколы заседания.
В нарушение требований п.16 Типового положения в протоколе не указаны место и время проведения заседания комиссии.
В соответствии с п.17 Положения протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц. Вместе с тем, имеются факты подписания протокола только председателем комиссии, а также не доведения секретарем в установленные сроки до членов комиссии и иных заинтересованных.
Заседания комиссии по противодействию коррупции в некоторых организациях проводятся лишь по факту уже совершенных работниками коррупционных преступлений.
Недостатки и формализм в деятельности антикоррупционных комиссий в совокупности с ненадлежащим выполнением плановых мероприятий не позволяют предупредить коррупционные проявления в коллективах, не способствуют устранению причин и условий, порождающих коррупцию.
Ненадлежащая организация работы по противодействию коррупции способствует совершению отдельными работниками организаций иных нарушений антикоррупционного законодательства.
Выявлены факты отражения в табелях учета рабочего времени недоставерных сведений о фактически отработанном времни.
Так, должностное лицо, используя свои служебные полномочия, путем оформления фиктивных документов и внесения заведомо ложных сведений о времени своей работы в табели учета рабочего времени совершило хищение денежных средств организации.
Также выявлено, что работник организации, являясь должностным лицом, используя свои служебные полномочия, путем дачи незаконных указаний подчиненным ему работникам совершил хищение имущества предприятия.
Коррупционные проявления являются следствием несвоевременности определения коррупционных рисков, недостаточности системных мероприятий по противодействию коррупции.
Извещения о заседании комиссии
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 26 декабря 2024 года в 10.00 в малом зале райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 25 сентября 2024 года в 10.00 в малом зале райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 24 июня 2024 года в 14.00 в малом зале райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 27 марта 2024 года в 11.00 в малом зале райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 20 ноября 2023 года в 10.00 в малом зале райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о переносе заседания комиссии с 22 на 25 сентября 2023 года в 9.00 в зале заседаний райисполкома
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 22 сентября 2023 года в 09.00 в малом зале райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 27 июня 2023 года в 10.00 в зале заседаний райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 24 марта 2023 года в 09.00 в зале заседаний райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 22 декабря 2022 года в 14.00 в зале заседаний райисполкома.
Комиссия по противодействию коррупции в Сенненском районном исполнительном комитете информирует о проведении очередного заседания комиссии 29 сентября 2022 года в 14.00 в зале заседаний райисполкома.