back_pattern
Рус

Адрес:   211117, г.Сенно, ул. К.Маркса, 2

Е-mail: info@senno.vitebsk-region.gov.by

Телефон:   (02135) 55347

Горячая линия:   (02135) 55296

Природа Сенненщины Парк Трёх Героев Памятник природы Капличка Физкультурно-спортивный комплекс ЗАГС и фонтан Влюблённые Парк Трёх Героев Природа Сенненщины Озеро Сенненское Дворец торжественных обрядов и фонтан "Влюблённые" Канатный городок в парке 40-летия Победы г.Сенно
Природа Сенненщины

Новости района

1 марта 2021

Партизанское прошлое, живописные пейзажи и корова для многодетных: чем живут обитатели деревни Поршни

Поршни сельской истории

В путь! Журналистов «Рэспублiкi» ждут новые края. Белорусская глубинка щедра на хороших людей, новые знакомства и приятные впечатления. Так что наше путешествие по деревням, которые носят необычные названия, продолжается. У каждой из них — своя судьба, свои загадки, легенды и традиции. Сегодня мы приглашаем читателей в Сенненский район. Нас ждут Поршни, которые, как оказалось, никакого отношения к технике не имеют.

На большаке

…Километров 30 от Витебска по хорошей трассе. В попутном агрогородке забираем председателя Ходцевского сельсовета Александра Гордецкого и едем дальше, по прямой. Александр Алексеевич по дороге знакомит со своими владениями — в состав сельсовета входит более 40 деревень. К сожалению, в каждой третьей из них — менее 10 человек. А лесные Дубки и вовсе живы лишь благодаря дачнику — житель Витебска приезжает сюда только на лето. Края-то живописные, в округе — около 20 озер…

А вот и Поршни. С единственной улицей, пересекающей трассу под углом 90 градусов. По левую сторону от большака — старые Поршни (так их назвали раньше), по правую — новые. Деревня практически воссоединяется с соседними Самсонами, населенные пункты разделены лишь ручьем, похожим теперь на мелиоративный канал. Хотя старожилы утверждают: это была река, на берегу которой давным-давно стояла школа. И друг к другу в гости сельчане всегда ходили по мосту.

— Сейчас в Поршнях зарегистрированы 20 человек, но живут лишь 14. Почти все — переселенцы, — рассказывает старейшина деревни Иван Спронский. — Дворов, правда, более 20, но большинство из них — уже в статусе дачи. Летом приезжают отдыхающие, деревня оживает. Очень удобно добираться из Витебска, Сенно и даже Минска. Автобусы и маршрутки — через час. Автомагазин приезжает регулярно. Но есть одна проблема.

Иван Игнатьевич излагает суть: всю прелесть экологического проживания летом портит насыпная улица. Деревня сквозная, транспорт местного сельхозпредприятия ездит часто. И хотя тут установлен знак, ограничивающий скорость до 60 километров в час, тракторы и машины пылят до невозможности — ни тебе окна открыть, ни белье повесить.

— Лет 30 назад строители вели от Ковальков асфальтированную дорогу. Дошли до леса, и на том дело застряло. Так и получилось: асфальт от нас в километре, а мы — в пыли.

Пользуясь случаем, поднял старейшина и проблему проезда к кладбищам. Председатель сельисполкома успокоил: вопрос уже решается, работы запланированы на текущий год. А что касается пыли, мол, берем на контроль — чтобы дорожники вовремя грейдировали улицу.

Политические дебаты

К разговору подключаются пенсионерки Галина Ивонина и Людмила Корец. Собрались, как сами шутят, «с утрянки на село» (поболтать. — Авт.), а увидев гостей, вышли из дома.

Слово за слово — в присутствии журналиста разгорелась политическая дискуссия. Людмила Александровна заявляет: я, мол, скрупулезно отслеживала все, что происходило на Всебелорусском народном собрании, и активно поддерживаю госпрограмму развития страны.

— Мы уже убедились, что у Президента слово с делом не расходится. Раз обещает — будет выполнено. Тот, кто хочет работать, и живет хорошо. Взять меня — троих детей вырастила. Все трудятся, стараются, семьями обзавелись. У дочери тоже трое детей, хозяйство держит. У меня пенсия хорошая, всего хватает. Как можно быть недовольным?!

Соседка категорична: телевизор не смотрю, никому не верю — все неправда. И жизнь не такая уж радужная: платит государство ежемесячно всего 300 рублей с небольшим — как прожить?

Вмешиваюсь в разговор: какой стаж у собеседницы? Точно назвать не может — лет 20—25… Какую живность держит на приусадебном участке? Кроме кота-собаки — никого.

— Так, может, хоть кур завести — и яйца, и мясо? — пытаюсь советовать.

— Зачем? Лисы все равно унесут, — звучит в ответ.

— Так забор нужно поставить, — не могу угомониться.

— А где стройматериалы взять? — не сдается оппонентка.

— Вон кусты и лес рядом, за огородом. Можно частокол соорудить… И козу приобрести, пасти есть где, — размышляю дальше. — Картошки насажать, грядок побольше, зерно посеять…

Людмила Александровна мою позицию поддерживает: глава местного фермерского хозяйства и трактор, если надо, даст. И комбайн. Солому вон недавно предлагал…

В конце концов, оппонентка устает отбиваться под нашим натиском и, загнанная в угол, эмоционально рубит: да лучше, мол, я молоко, яйца, мясо и все другое в магазине куплю!

Всем все понятно, все смеются… И сама спорщица, кстати, тоже. Вывод очевиден: значит, не так уж плохо и живем, если при наличии здоровья и земли не хотим лишний раз на себя поработать. Была бы нужда — нашлось бы и дело.

Вон Ольга Копцова, недавно переехавшая в Поршни из соседнего района вместе с мужем, не скрывает — пока супруг на работе, она сама летом весь лес обегает.

— У нас же здесь грибов и ягод — море, — утверждает. — Собираю и продаю малину, клюкву, чернику. Отличная прибавка к моей пенсии. Кстати, и местные жители, и дачники тоже покупают…

Корова для многодетных

А вот Ирина и Владимир Александровы, пять лет назад переехавшие из Витебска, к работе привыкли. Зимой они — единственные поселенцы тех самых новых Поршней. Без соседей, в окружении лесов и полей.

— Скучно? Нет, нам скучать некогда, — шутит Ирина Владимировна. — В 4 утра мне на дойку, мужу коров кормить. Перед этим для мальчишек не забыть будильник завести — чтобы школу не проспали. Снег почистить. Да и завтрак, обед собрать надо. Летом — большой огород, сенокос, заготовка дров — работы хватает.

Интересно, что Александровы, не имея живности, сено все равно нынче сушили и складировали. Бабушки в деревне тихонько смеются: три стога — зачем?!

— У нас раньше была корова. Сарай старый, холодный, но благодаря буренке мы могли еще и поросят держать — она обогревала. А год назад кормилица заболела… Просили корову в счет заработка в местном хозяйстве: говорят, пока нет возможности, — не жалуется, а просто констатирует многодетная мама.

Да, семью из пяти мужчин прокормить непросто. Младшие сыновья — Иван, Николай, Юрий — в возрасте от 10 до 14 лет. Старшему, Эдгару, уже 17, он учится в оршанском колледже на тракториста-машиниста. Деньги нужны и на проезд, и на другие расходы.

— Семья хорошая, работящая, — отмечает Александр Гордецкий. — К ним у нас никаких претензий нет. Но у сельхозпредприятия сейчас дела идут не лучшим образом, потому и возникают вопросы.

Забегая вперед, сообщу: после знакомства с семьей Александровых и последующей беседы с руководством райисполкома, а также комитета сельского хозяйства и продовольствия облисполкома для многодетных был выработан ряд предложений. Во-первых, животноводов готовы пригласить на работу в успешные хозяйства соседних Чашникского или Толочинского районов с гарантией жилья и стабильной зарплаты. Во-вторых, разъяснено: при желании они могут построить бесплатную квартиру в Сенно — многоэтажный дом здесь сдается в августе. С документами помогут. В-третьих, мечта о буренке тоже скоро может исполниться — хозяйство уже готово вести переговоры.

Почему все это не было решено раньше? Просто переселенцы — люди скромные. Не привыкли ходить по инстанциям, озвучивать свои проблемы и настойчиво просить помощи...
 

Эпилог

Вот так и живет эта необычная деревушка. Так почему же Поршни? В Сенненском краеведческом музее назвали две версии. Первая: деревня, которая в качестве небольшого местечка когда-то входила в Немойтовскую панскую усадьбу, могла быть названа по фамилии одного из ее основателей. Вторая: поршни — это славянская обувь в виде лаптя, изготовленная из одного куска кожи, сшиваемого сыромятным ремнем. Она использовалась на Руси вплоть до начала XX века. Возможно, здесь и жили мастера-обувщики.

Кстати, Поршни внесли свою лепту и в победу над фашизмом. В июле 1941 года деревня оказалась в эпицентре одного из крупнейших танковых сражений Второй мировой войны, ставшего заключительной частью Белорусской стратегической оборонительной операции. После отступления Красной армии тут в лесах действовали партизанские отряды. В музее сохранились донесения и докладные записки, как в оккупированных Поршнях распространяются листовки, газеты и сводки «Вестей с Родины». А еще о том, как местные полицаи и «народники» массово переходят на сторону партизан.

«СБ», begunova@sb.by

Деловое сотрудничество
Опрос
Что, на Ваш взгляд, требуется для улучшения качества обслуживания в службе "одно окно"?
Интернет-ресурсы
back_pattern