back_pattern
Рус

Адрес: 211117, г.Сенно, ул. К.Маркса, 2

Е-mail: info@senno.vitebsk-region.gov.by

Телефон: (02135) 4-13-47

Горячая линия: (02135) 4-12-96

Памятник природы Капличка Парк Трёх Героев Природа Сенненщины Физкультурно-спортивный комплекс Дворец торжественных обрядов и фонтан "Влюблённые" Природа Сенненщины Канатный городок в парке 40-летия Победы г.Сенно Парк Трёх Героев Озеро Сенненское ЗАГС и фонтан Влюблённые
Памятник природы Капличка
Главная Экономика Торговля и платные услуги Вниманию субъектов торговли

Вниманию субъектов торговли

Рекомендации

по обеспечению соблюдения положений

Доктрины национальной продовольственной безопасности

Республики Беларусь

 

I.Общая часть 

Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 № 962 (далее – Доктрина), основывается, в том числе, на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.

Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:

оптимистический – достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на 80 – 85 процентов, импорта – 15 – 20 процентов;

недостаточный – уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60 процентов, но менее чем на 80 процентов;

критический – уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности.

Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.

Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, включая, в том числе:

неблагоприятное изменение конъюнктуры мирового рынка (повышение цен или снижение объемов предложения);

импорт продовольствия, не соответствующий требованиям высокого качества и здорового питания.

К внутренним факторам, влияющим на устойчивость продовольственной безопасности, относится, в том числе, опережение роста цен на потребительские товары над повышением доходов населения.

Своевременное выявление, оценка, прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативного влияния являются одной из основных задач обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.

Одним из индикаторов экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия является доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж – не менее 85 процентов.

Среди главных критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года, установленных Доктриной, –снижение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 15 процентов к 2020 году и до 14 процентов к 2030 году.

Вместе с тем по итогам 2019 года доля импортных продовольственных товаров в продаже организациями торговли составила 22,5 процента. Высокой остается доля отдельных импортных продуктов в розничном товарообороте организаций торговли: фруктов – 91,6 процента, масла растительного – 88 процентов, рыбы – 81,4 процента, крупы гречневой – 72,6 процента, кондитерских изделий из сахара – 49,4 процента, фруктовых и овощных соков – 37,5 процента, макаронных изделий – 35,8 процента, детского питания – 32,4 процента.

В августе 2019 г. по результатам мониторинга ценовой ситуации в связи с опережающим ростом розничных цен над ценами производителей по отдельным социально значимым товарам Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) разработаны и доведены до субъектов торговли рекомендации по предельным максимальным уровням торговых надбавок на эти товары.

Данная мера помогла стабилизировать ценовую ситуацию на рынке социально значимых товаров. По итогам года рост цен на эти товары замедлился и по отдельным товарам сложился ниже целевого параметра (например, мясо и мясопродукты (1,3процента), рыба и рыбопродукты (3,6), хлеб и изделия хлебобулочные (4,8), сыр (3,5), макаронные изделия (3,4процента), на овощи отмечается снижение цен на 6 процентов.

Вместе с тем в 2019 году отмеченповышенный рост цен на молоко и молочные продукты (7,9 процента), масло животное (10,1), муку пшеничную (7,8), крупу и бобовые (11,1), картофель (10,8 процента). При сохранении тенденции роста цен питание граждан с низкими доходами (неработающие пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми) может стать недостаточно полноценным.

 

II.Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины и поддержанию ценовой стабильности

В связи с изложенным в целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме и недопущения роста цен на социально значимые товары МАРТ рекомендует при реализации (поставке) продовольственных товаров, в том числе социально значимых:

1. субъектам торговли:

1.1.обеспечить достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам каждого квартала 2020 г. и по году в целом на уровне не ниже:

оптимистический – 85 процентов;

недостаточный – 80 процентов;

1.2.сучетом международной практики популяризации национальных товаров обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi», или аналогичными средствами;

1.3.при формировании розничных цен руководствоваться рекомендациями по предельным максимальным уровням торговых надбавок на социально значимые товары на 2020 год (прилагаются);

2. производителям и поставщикам товаров:

2.1. при принятии решений о повышении отпускных ценограничить предел их повышения по итогам 2020 года не выше прогнозного уровня базовой инфляции(4 процента);

2.2.обеспечить единый подход при формировании отпускных цен на аналогичную продукцию при поставке на внутренний рынок и в государства-члены Евразийского экономического союза;

3.ограничить совокупный размер любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей),предоставляемых производителем или поставщиком социально значимых продовольственных товаровсубъекту торговли, осуществляющему торговлю такими товарами, в связи с приобретением им социально значимых продовольственных товаров в определенном количестве, либо выполнением иных условий, определенных гражданско-правовым договором в качестве обязательных для предоставления таких вознаграждений, в том числе за оказание услуг, направленных на продвижение социально значимых продовольственных товаров, путем рекламирования таких товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о социально значимых продовольственных товарах, оказание иных подобных услуг, в размере, не превышающем пять процентов от цены приобретенных социально значимых продовольственных товаров.


III.Заключительные положения

Настоящие рекомендации подлежат размещению на официальном сайте МАРТ www.mart.gov.by и вступают в силу с 1 марта 2020 г.

 

Рекомендуемые предельные максимальные торговые надбавки

(с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров)

Наименование товара

Максимальный размер торговой надбавки
(с учетом оптовой надбавки), %

1

Рыба свежая (семейство карповых)

25

2

Рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых)

25

3

Масло сливочное

20

4

Мука пшеничная

30

5

Масло подсолнечное и рапсовое

20

6

Сахар белый кристаллический

15

7

Соль поваренная пищевая

30

8

Крупа гречневая

25

9

Рис белый шлифованный, крупа манная, крупа пшенная

30

10

Хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок

30

11

Сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы

30

12

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, изделия булочные (батон) из муки пшеничной

20

13

Мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), отрубы и крупнокусковые полуфабрикаты, изделия колбасные вареные (колбасы вареные, сосиски, сардельки)

20

14

Яйцо куриное свежее

25

15

Молоко коровье пастеризованное без вкусовых добавок и наполнителей

15

Кефир из коровьего молока без вкусовых добавок и наполнителей

Сметана без вкусовых добавок и наполнителей

Творог без вкусовых добавок и наполнителей

16

Сыр твердый и полутвердый

30

17

Детское питание: сухие смеси, каши, консервы

15

18

Свежий картофель продовольственный[1]

30

Свежая свекла столовая1

Свежая морковь столовая1

Свежая капуста белокочанная1

Свежий лук репчатый1

Свежие огурцы, свежие помидоры1

19

Свежие яблоки

30

20

Чай черный байховый

30

При этом если применяемые торговые надбавки ниже рекомендуемого уровня, это не должно приводить к их увеличению до предельного уровня.

Предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) не распространяются насвежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую, откалиброванные, мытые, расфасованные в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора.

Деловое сотрудничество
Опрос
Что для Вас является препятствием для открытия бизнеса (создания дополнительных рабочих мест)?
Интернет-ресурсы
back_pattern