back_pattern
Рус

Адрес:   211117, г.Сенно, ул. К.Маркса, 2

Е-mail: info@senno.vitebsk-region.gov.by

Телефон:   (02135) 55347

Горячая линия:   (02135) 55296

Канатный городок в парке 40-летия Победы г.Сенно Физкультурно-спортивный комплекс Памятник природы Капличка Озеро Сенненское Парк Трёх Героев Природа Сенненщины Парк Трёх Героев Дворец торжественных обрядов и фонтан "Влюблённые" Природа Сенненщины ЗАГС и фонтан Влюблённые
Канатный городок в парке 40-летия Победы г.Сенно

Деятели культуры

Заир Азгур - патриарх белорусского изобразительного искусства. Он остался в истории белорусского изобразительного искусства как автор многочисленных психологических портретов деятелей культуры и искусства, ученых и рабочих, писателей и поэтов, известных государственных и общественных лидеров, философов и мыслителей, революционеров и борцов за народное счастье разных стран и эпох, героев Великой Отечественной войны и партизанского движения. Он является автором скульптурного ансамбля на площади Якуба Коласа и композиции "Слава погибшим воинам" на одной из граней монумента Победы в Минске.

Родился будущий скульптор 15 января 1908 года в деревне Молчаны Сенненского района Витебской области. Детское увлечение глиной привело его в Витебский художественный техникум. Профессиональное образование получал в Ленинградском высшем и Киевском художественных институтах.

Свою творческую деятельность в Минске Заир Азгур начал в 1930 году. Талант молодого скульптора заметили сразу. Уже в 1920-е годы им были созданы скульптурные портреты белорусских просветителей Франциска Скорины, Василия Тяпинского, белорусского писателя Змитрока Бядули. В 1932-1933 годах скульптор работал над портретами Феликса Дзержинского, Александра Мясникова и Гракха Бабефа для Дома правительства в Минске. Также в 1930-е годы им были созданы серии портретов государственных, партийных деятелей Григория Орджоникидзе, Якова Свердлова, Иосифа Сталина, Елены Стасовой, а также деятелей культуры Ларисы Александровской, Якуба Коласа, Янки Купалы. В 1938 году скульптор создал портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина. В 1939 году в числе первых белорусских художников ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР, а в 1940 году за участие в выставке работ белорусских художников в дни декады белорусского искусства в Москве он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же году был принят в члены Союза художников СССР.

Великая Отечественная война помешала осуществлению творческих планов художника. Резец скульптора Азгур поменял на карандаш графика и принял участие в оформлении фронтовой плаката-газеты "Раздавім фашысцкую гадзіну". В 1942-1944 годах он работал при Центральном штабе партизанского движения в Москве, где создал галерею портретов героев Великой Отечественной войны Льва Доватора, Андрея Еременко, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и других. В 1944 году скульптору было присвоено звание народного художника БССР. В это время он вернулся в Минск, где работал главным художником Дома правительства.

По-настоящему талант скульптора проявился в военные и послевоенные годы. Азгур увековечил в скульптуре образы около 40 Героев Советского Союза. Им были созданы портреты генерал-полковника Павла Батова, партизана деда Талаша, Героя Советского Союза Константина Заслонова, полководцев войны 1812 года Петра Багратиона и Барклая де Толли.

В послевоенные годы рядом с героической темой в творчестве Азгура большое место занимала историческая тема. В золотой фонд навсегда вошла галерея портретов прославленных представителей белорусской культуры прошлого - Франциска Скорины, Тетки, Франтишка Богушевича, выдающихся деятелей литературы и искусства Беларуси - Якуба Коласа, Янки Купалы, Кондрата Крапивы, Павлюка Багрима, Сергея Селиханова, Владимира Дедюшко. Герои Азгура - самые разные. Практически каждого из них он знал лично. Например, во время сеансов с народным поэтом Беларуси Якубом Коласом классик литературы постоянно шутил, веселил Азгура анекдотами и постоянно читал ему свои любимые главы из поэмы "Новая земля". А известный герой дед Талаш хотел, чтобы скульптор запечатлел его для истории обязательно на коне и с шашкой.

Но не только портретный жанр привлекал Заира Исааковича. Широко известны его достижения в монументальной скульптуре - уже названный выше ансамбль-памятник Якубу Коласу в Минске, многочисленные монументы и памятники-бюсты государственным деятелям, героям-патриотам и созидателям - Петру Машерову, Сергею Грицевцу, Янке Купале и другим.

Многие произведения мастера прославляют наше искусство за пределами Беларуси. В Бородино под Москвой находится памятник-бюст полководцу Петру Багратиону. В Калькутте установлен величественный памятник Рабиндранату Тагору. Его монументальные скульптуры есть в Астрахани, Рыбинске, Махачкале, Китае, Болгарии, Индии. Им созданы портреты руководителей правительств и руководителей коммунистических партий мира - Хо Ши Мина, Мао Цзэдуна, Мориса Тореза, Ким Ир Сена и других международных деятелей.

В 1968 году скульптор был избран заместителем председателя Республиканского комитета защиты мира, а в 1969 году награжден медалью Советского фонда мира и золотой медалью "Борец за мир".

С 1980 года Заир Азгур руководил творческой мастерской Академии художеств СССР в Минске. В 1980-е годы им созданы портреты кинооператора Иосифа Вейнеровича, белорусского поэта-гуманиста эпохи Возрождения Миколы Гусовского и драматурга Аркадия Мовзона.

Заир Азгур был многогранной личностью: он создавал не только скульптуры и памятники, но и зарекомендовал себя как писатель, иллюстратор. Всю свою жизнь он посвятил искусству и не жалел для этого ни времени, ни сил. Именно поэтому каждую работу он доводил до совершенства. Его работы, выполненные как в области станковой, так и монументальной скульптуры, представлены во многих музеях мира и установлены на улицах многих городов бывшего СССР.

Заир Азгур прожил долгую жизнь и был, видимо, счастлив: слава пришла к нему рано и не оставляла до конца его жизни. Он получил почти все звания и награды, которые существовали в Советском Союзе. Он был счастлив и среди друзей-однодумцев, и в семье, и среди молодежи, и на земле Витебщины, где родился, и в Минске. Он автор мемуаров "Незабываемое" и "То, что помнится ...", многих публицистических статей по искусству.

Время внесло свои коррективы в идеологическую оценку некоторых произведений мастера - так было всегда в истории искусства. Но то, что эти произведения были выполнены Заиром Азгуром на высоком профессиональном уровне, никто не подвергает сомнению. Он был настоящим Мастером, Мастером-реалистом.

Со своей женой Галиной Гавриловной они прожили долгую и интересную жизнь. Супруги постоянно советовались, да и жена была его вечным тылом. Дом всегда был полон самых известных гостей, среди которых были Якуб Колас, Янка Купала, Кузьма Чорный, Змитрок Бядуля, Аркадий Кулешов. Всех их Азгур лепил. Это были его настоящие друзья, которых он по-настоящему чувствовал, именно это ощущение внутреннего мира человека, его героя, есть в каждой работе скульптора.

За свою творческую деятельность Заир Исаакович Азгур награжден орденами Ленина, Красной Звезды и Дружбы народов, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью Франциска Скорины, золотой медалью Министерства культуры СССР и серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе. Дважды ему присваивалась Государственная премия СССР.

Умер талантливый скульптор в 1995 году. Для увековечения памяти народного художника Беларуси и СССР Заира Исааковича Азгура в Витебске на здании бывшего Витебского художественного техникума, в котором учился скульптор, и на доме номер 13 на проспекте Независимости в Минске были установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в Минске.

В Минске в бывшей творческой мастерской Заира Азгура, построенной в 1984 году по проекту знаменитого белорусского архитектора Вальмена Аладова специально для скульптора, открыт мемориальный музей. Здесь Азгур работал на протяжении одиннадцати лет, и в этом доме сегодня наиболее полно представлено его творческое наследие. Мастерская была не только местом осуществления творческих проектов скульптора, но и настоящим пристанищем белорусской творческой интеллигенции, о чем свидетельствуют многочисленные архивные материалы, книги с автографами именитых литераторов, картины известных художников.

После смерти скульптора в 1995 году его семья передала дом-мастерскую государству для организации мемориального музея. Ныне мемориальный музей Заира Азгура является филиалом Национального художественного музея. Основной фонд насчитывает 418 скульптурных работ Заира Азгура. Это в основном гипсовые оригиналы моделей памятников, эскизы, станковые произведения. Здесь же представлены рабочие инструменты и каркасы скульптора для работы с гипсом, коллекции графики и живописи, подлинная библиотека скульптора, насчитывающая 972 тома, часто с дарственными подписями авторов, а также архив (рукописи, фотографии, переписка).

По скульптурам в музее-мастерской Заира Азгура можно проследить историю Беларуси ХХ века. Рядом с ними прекрасно уживаются скульптуры Дзержинского, Коласа, Купалы, Барклая де Толли. 434 работы из гипса - точные копии памятников, которые были установлены во многих городах, и не только Беларуси.

Деловое сотрудничество
Опрос
Что, на Ваш взгляд, требуется для улучшения качества обслуживания в службе "одно окно"?
Интернет-ресурсы
back_pattern